Как оптимизаторы кидают клиентов?
В последние годы индустрия SEO начала стремительно меняться. Новые алгоритмы, которые появляются в поисковых системах, сильно усложнят жизнь как оптимизаторам, так и клиентам. Зачастую результат становится достаточно непредсказуемым и нестабильным. Соответственно все игроки на рынке пытаются искать новые схемы сотрудничества, которые бы устраивали всех.
Если раньше были достаточно простые схемы продвижения, – комплексное продвижение, оплата за позиции и оплата за трафик, то сейчас все стало сильно усложняться. Появилась оплата за звонки, за продажи, за действие, более того – стали разветвляться даже существующие схемы работ – оплата за позиции, процент от списка запросов, оплата за каждый запрос, оплата по дням нахождения в топ и т.д. Стоимость за трафик можно оценивать при достижении какого-то совокупного трафика или оплаты за каждый переход. Сложность нашего рынка в том, что мы, оптимизаторы и заказчики, пытаемся учесть в наших договорах моменты, которые зачастую зависят не только от нас. Так как третьи игроки – поисковые системы – делают правила игры все сложнее, соответственно риск все увеличивается. И каждая из сторон пытается возросший риск переложить друг на друга.
Основная тема, которая возникала последние годы – это гарантии. Заказчики, видя риски на вложенные суммы, пытаются переложить эти риски и вписать какие-то гарантии в договор. При этом оптимизаторы зачастую вписывают эти гарантии, но обрамляют их такими оговорками, которые сводят эти гарантии на нет.
Например, каждый переход в разной теме может стоить по-разному, но цена запроса умножается на какой-то коэффициент, что делает эту страшную таблицу очень неочевидной. Если клиент переходит с 10-го места в Яндексе, то будет коэффициент 1. Если переходит с первого места – коэффициент 3. И сколько нужно будет заплатить таких 10 или 30 совершенно непонятно. То есть клиент, рассчитывая, что 100 переходов ему обойдутся в такую-то сумму, он на самом деле попадает на гораздо бОльшие деньги.
Или вот другая уловка оптимизаторских копаний: «Подтверждением выполнения работ является отчет, подписываемый исполнителем». Это цитата из реального договора. То есть исполнитель составил отчет, и считается, что работа выполнена, а у вас нет права оспаривания.
Еще одна уловка – бесконечное продление сроков, которые заложены в договоре. Допустим, заключен договор на полгода, то есть через полгода мы должны достигнуть определенных результатов по позициям или по трафику. И этот договор снабжается такими приписками, что в случае если после начала работы найдены одни из нижеприведенных обстоятельств, срок возврата денег увеличивается: аффелированность – два месяца, бан сайта – два месяца, сайта нет в индексе – 2 месяца, домен моложе года – два месяца, сайт дубль другого сайта – два месяца и так далее. Суммарно этими оговорками можно продлить срок невозврата денег клиенту до года.
Вот еще один пример. Подрядчик говорит: вы платите только за результат. Есть запросы в индексе – платите, нет запросов – не платите. Но оговорка следующая – первые 3 месяца мы будем работать и это сложно все вытянуть, и вы нам заплатите 600 тысяч. 250 – в первый месяц, 200 – во второй, 150 – в третий. А потом будете платить только за результат. Если получить 600 тысяч за первые три месяца, непонятно зачем нужно их продвигать.
Завышение стоимости запросов – это еще одна уловка. Клиент обращается за продвижением, ему подбирают список запросов, которые реально стоят 10-15 рублей, а в оценках – 590. Маржа больше 1000%.
Завышенное число для запросов. Часто визуально кажется, что запрос высокочастотный, на самом деле переходов по нему практически нет. Остается только загнать такие запросы в список для клиентов и брать за них деньги как за ВЧ. Проверить это проще простого: попробуйте те же самые запросы загнать в оценку рекламной компании Директа. Сразу увидите запросы, по которым кликов, скорее всего, не будет.
Оплата за процент в топе. Клиент дает число для запросов, вы разбавляете его менее частотными и говорите, что факт оплаты наступает в случае, если мы выведем в топ 80% от списка запросов. При этом, естественно, что верхние топовые запросы из серии «пластиковые окна» в топ не выйдут, а подобрать 90 и 80% менее частотных несложных запросов легко.
Еще одна фишка – штраф на прощание. Одна из компаний заключает договор так хитро, что когда срок проходит, а обязательства не выполняются, фирма делает небольшой возврат, не полностью. Но если клиент начнет досрочно расторгать договор, недовольный оптимизаторами, на него накладывается огромный штраф, так как получается, что это он всех кинул.
Другой момент – оплата за продажи. Кажется, что здесь уже никто никого не может обмануть. Вы хотели продать 100 своих ноутбуков, вы их продали – отлично. Проблема в том, что здесь тяжело уже оптимизаторской компании. Потому что механизма проконтролировать продажи клиента практически нет.
КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСЕХ ЭТИХ ПРОБЛЕМ?
На мой взгляд, самое главное – это выбирать не столько схему, сколько конкретного подрядчика. Это может быть как компания, так и фрилансер. Я не считаю, что это принципиально. Выбирать надо именно подрядчика, который вас не подведет, который понимает, что вы хотите, который предлагает вам ту или иную подходящую для вас схему. На начальной стадии обращаться за коммерческим предложением к ряду исполнителей, чем больше, тем лучше. Потратить на это месяц, чем потом полгода расхлебывать неудачный выбор.
Вдумчиво читать договор. Любые ловушки, которые вы находите в договорах, любые хитрые и некрасивые пункты, написанные оптимизаторской компанией, может свидетельствовать о том, что она заведомо настроена на выкачивание денег. Нужно понимать точную сумму, но не рассчитывать на те сложные таблицы, из которых могут выйти какие-то неподъемные для вас деньги.
Если вы выбираете ту или иную схему, нужно чтобы оптимизатор-подрядчик понятно и внятно вам объяснил, почему он считает эту схему более подходящей для вас. Это самый интересный момент, потому что многие оптимизаторы надувают щеки и говорят: мы знаем нечто такое, и вам этого не понять, просто доверьтесь. Это неправильный подход. На самом деле любое разумное решение можно понятно на уровне чайников-маркетологов объяснить. Если с вами говорят загадками, это тревожный сигнал. Обязательно посмотрите на порог выходов – он должен быть небольшим или вообще должен отсутствовать. Никаких штрафов и уж тем более уведомлений. Как можно уведомлять за месяц о том, что мы хотим расторгнуть договор? Если мы хотим расторгнуть договор, это нужно делать немедленно. Глупо месяц еще работать с фирмой, которой вы не доверяете.
Если с вас большую часть бюджета требуют в начале, а потом по чуть-чуть, это плохой сигнал. Наоборот наиболее интересная схема, когда начиная с небольшого бюджета, ты добиваешься адекватных результатов, возвращаешь инвестиции и постепенно наращиваешь бюджет. Если с вас деньги просят сразу, скорее всего, вас потом хотят бросить.
Опубликовано : http://www.blog-mi.ru/02/17/kak-optimizatory-kidayut-klientov/
Оставить комментарий